Владимир Путин продолжает колесить по стране и спасать от кризиса российские предприятия и отрасли. На этот раз в Набережных Челнах на заводе КамАЗ реанимировать пришлось отечественный автопром. Завод объявил о приостановлении производства почти на месяц. Работники будут отправлены в отпуск. А ведь на предприятии работают более 58 тысяч человек...
Вся территория завода заставлена новенькими грузовиками - продукция не продается, из-за кризиса упал спрос.
Чтобы реанимировать спрос, правительство решило для начала увеличить госзаказы. Заодно обновить автопарк министерств и ведомств (Минобороны, МЧС). Запустят программу обновления муниципального транспорта. Из бюджета на это выделят 20 млрд. руб., муниципалитеты добавят еще 10 млрд. руб.
Вдобавок предприятиям, которые правительство причислит к ключевым, помогут с кредитами. Чтобы займы выдавались на хороших условиях, государство будет гарантировать банкам возврат этих кредитов.
- Надо восстановить потребительскую активность населения, - сказал Путин. - Для этого предлагается субсидировать процентные ставки по 3-летним автокредитам, взятым в 2009 году. Речь идет обо всех автомобилях (в том числе и иностранных марок), выпущенных в России. Это машины массового спроса, стоимостью до 350 тысяч руб. Размер субсидии составит 2/3 ставки
рефинансирования (13%). Хочу особо подчеркнуть: кто собирается покупать машину, лучше всего это сделать в 2009 году. Эта мера будет действовать только один год.
Получается, что если вы, например, берете
автокредит по ставке 15% годовых, то чуть более 8% вам компенсирует государство.
И напоследок Путин напомнил о решении повысить таможенные ставки на ввоз иномарок в Россию.
- Хотел бы на этом остановиться поподробнее, - сказал Путин. - Считается, что эта мера особо затронула жителей Дальнего Востока. Я очень часто бываю там, общаюсь с жителями. Часто слышу вопрос: почему мы должны покупать вазовскую легковушку в три раза дороже, чем эта машина стоит для жителей европейской части России? Справедливый упрек. Граждане должны находиться в одинаковых условиях. Из-за чего на Дальнем Востоке так дорого стоят российские машины? Дело в высоких транспортных издержках. Но мы должны позаботиться о нашем автопроме... Предлагаю обнулить железнодорожный тариф на перевозку отечественных автомобилей. Выпадающие доходы РЖД будут компенсированы из бюджета, - заявил Путин.
Тарифная составляющая в цене машины, привезенной из европейской части России на Дальний Восток, составляет примерно 50 тыс. рублей. Получается теперь, «Лады» и «Калины» для жителей, например, Владивостока будут на 50 тысяч дешевле.
Помимо поддержки со стороны государства, отечественный автопром получает очередной подарок судьбы в виде слабеющего рубля и укрепляющегося доллара. Из-за этой курсовой динамики импорт дорожает, и отечественные авто получают конкурентное преимущество. Вот только поможет ли это автопрому, покажет время.
- Мы не печатаем деньги, как в США, а доходы бюджета из традиционных источников сокращаются, - сказал Путин напоследок. - То есть приток сокращается, а отток увеличивается. Поэтому вы должны понимать, в каких условиях мы должны жить. Но при этом найдутся средства, чтобы поддержать отдельные отрасли, в частности, автопром.
Как после совещания объяснил журналистам глава Минпромторга Виктор Христенко, схема субсидирования кредитов для населения до конца еще не прописана. Но, на его взгляд, это должен быть простой механизм. Человек приходит в банк (скорее всего, это будут системообразующие банки ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк), где ему выдают кредит сразу по сниженным ставкам, с учетом правительственной «скидки». А уже потом банки получают компенсацию от Минфина.
- Мы полагаем, что такими льготными кредитами смогут воспользоваться 150 тысяч россиян, - заявил Христенко.