Китайская ассоциация автопроизводителей опубликовала данные о продажах
легковых машин за август — они снизились на 6,24%. Это первое падение
на китайском авторынке с 2005 года. Китай стал не единственной страной
БРИК, показавшей в августе снижение продаж: в Индии оно составило
1,41%, в России — 0,15%. Продажи выросли только в Бразилии (на 4%).
«Происходящее на авторынках стран БРИК вчера стало самой обсуждаемой
новостью в автомобильном сообществе»,— говорит совладелец дилерского
холдинга Genser Игорь Пономарев. Он назвал ситуацию «обвалом», указав
на одновременное падение продаж автомобилей в Евросоюзе. По данным JD
Power Automotive Forecasting, продажи в Западной Европе в августе упали
на 16%.
Падение продаж в странах БРИК означает, что глобальный автопром
рискует остаться без последней возможности для выхода из
общеотраслевого кризиса. Руководители крупнейших автоконцернов (GM,
Ford, Chrysler, Toyota, Renault-Nissan и ряда других) не раз
признавались, что испытывают проблемы со сбытом машин на традиционных
рынках и потому надеются на развитие бизнеса в странах БРИК.
Среди причин падения продаж эксперты называют общее ухудшение
экономической ситуации в мире, рост инфляции и даже пекинскую
Олимпиаду, которая «оттянула на себя внимание потребителей». Однако
главная причина — общее ухудшение мировой экономики, считает Игорь
Пономарев. В то же время, ряд экспертов успокаивают рынок, заявляя, что
снижение спроса на автомобили в крупнейших развивающихся странах
является временным явлением. А в долгосрочной перспективе продажи в
развивающихся странах будут расти, хотя и не такими темпами, как
раньше. Посмотрим.